Эту статью я написала в октябре 2010 года, но и сейчас подпишусь под каждым словом.
Недавно посмотрела фильм «Чарли и шоколадная фабрика» и была поражена тем, насколько он психологичный. Там очень точно показан механизм функционирования детской травмы и путь избавления от неё. Главный герой этого фильма — владелец шоколадной фабрики по имени Вилли Вонка — сбежал из дома, когда был совсем маленьким и… так и не вырос. Потому что невозможно вырасти, не «проработав» своё детство и не признав, что если в детстве у тебя не было велосипеда, а сейчас у тебя «Ferrari», то велосипеда в детстве у тебя всё равно не было. Не признавший этого человек остаётся на уровне развития подростка, которым, как известно, свойственны негативизм и максимализм. Итак, в своём развитии Вилли Вонка остался в подростковом возрасте — возрасте антагонизма своей семье. На этой энергии антагонизма, отстаивая своё право заниматься тем, чем он хочет, он создал великолепную шоколадную фабрику. Но был ли он счастлив? Возможно, ему так казалось, однако, к сожалению, было далеко от действительности. У него прослеживается явная психологическая травма, связанная с нехваткой родительского внимания и заботы в детстве. Травма эта настолько глубокая, что он не помнит своё детство и даже не может произнести это трудное для него слово «р-р-родители». Но об этом рассуждать неинтересно, поскольку очевидно и «лежит на поверхности». Гораздо интереснее, каким образом происходит «исцеление» Вилли Вонки от этой травмы. Сознательное желание передать фабрику в руки преемника приводит его к приглашению на экскурсию по фабрике 5 детей с родителями. Психологическая подоплёка этого желания — с помощью этих детей «добраться» до воспоминаний о своём детстве, прикоснуться к глубоко запрятанному важному в себе. В этом случае психологическая трактовка фильма заключается в том, чтобы воспринимать этих приглашённых на фабрику детей как внутренние субличности Вилли Вонки. Чарли, живущий недалеко от фабрики в ветхой лачуге со своими родителями, бабушками и дедушками — в их числе. Он олицетворяет собой естественного ребёнка, находящегося в контакте со своими чувствами и окружением (родителями). Все остальные дети «испорчены» родителями, адаптивны. И чтобы добраться внутри себя до того чистого ребёнка, каким он когда-то был, надо встретиться и «уничтожить» все эти свои внутренние субличности. Вечно жрущий восполняет шоколадом недостаток родительской любви, капризуля реальные отношения с родителями заменяет постоянными требованиями к ним (тоже от недостатка реальных отношений), спортсменка пытается поставить всё новые рекорды — в этом уже прослеживается некий подростковый максимализм, а маленький гений является метафорой того, как дети становятся «выше» своих родителей (в реальной жизни таким детям чаще всего в юном возрасте приходится становиться родителями своим родителям). Избавляясь от этих пластов своих внутренних переживаний Вилли Вонка проходит к естественному ребёнку, который позволяет ему «выбраться наружу» и установить контакт со своими реальными родителями. В этом смысле мне очень понравился образ лифта, который едет «вверх и наружу», пробивая стеклянный потолок здания фабрики, в метафорическом смысле отделяющего личность Вилли Вонки от других людей. Кстати, на мой взгляд, это прекрасная метафора чувства отделённости от социума, возникающая у таких детей. В общем, я увидела в этом фильме большую психологическую правду и глубину.
А вы как считаете?
Очень интересный и занимательный рассказ о фильме, который я когда-то смотрел, и даже не думал о таком замысле